четверг, 30 апреля 2015 г.

Большой мух. Иллюстрируем детскую книжку. Часть 4. Композиционный ряд книжки. Эскизы.

       Когда найдены образы главных героев, приступаю к работе над композиционным рядом книги. То есть, пытаюсь представить для себя и решить: как будут выглядеть иллюстрации на каждой отдельной странице книжки. Но, так как иллюстраций 16, представить их все сразу невозможно, разве только в общих чертах. Более четко я вижу в воображении всего несколько страниц, вернее представляю себе как они должны выглядеть. На них я и буду "нанизывать" весь остальной визуальный иллюстративный ряд.
       Но для начала я еще раз анализирую текст и делаю очень простую композиционную схему. Вот такую.

И для обложки тоже:


        Эта схема нужна мне всего лишь для выявления последовательности сюжетной линии и приблизительной привязки набросков к страницам книги. Она, вряд ли, будет понятна кому-то, кроме меня, но для дальнейшей работы просто необходима. Схема представляет собой некое подобие рыболовной сети, только эта сеть служит для ловли образов в  воображении. Посредством нее я начинаю привязывать образы своего воображения к физическому миру.
       При кажущейся примитивности, на эту схему тратится гораздо больше сил, чем на дальнейшую детализацию и проработку отдельных страниц, ведь эта схема является "фундаментом" всей книги. Если "фундамент" окажется неправильным, визуальный ряд книжки распадется на отдельные части или станет скучным на какой-то из страниц, утратив динамику. Чтобы этого не произошло, нужно выявить в тексте все самые интересные места и увязать их в графический и смысловой ряд.
       Как правило, нарисовав такую схему, я откладываю работу на несколько дней. В течение этого времени схема "обрастает телом", т.е. она обретает все большую детализацию, пока в моем воображении. Все происходит достаточно просто и логично. К примеру, эта книга о море, значит, уместными будут такие детали как морские камешки, ракушки, стеклянные подсвечники и т. п., которые будут создавать настроение и поддерживать тематику отдыха на море. Так же я продумываю и интерьер дома, в котором будет происходить действие. Это похоже на 3D-эффект, только он происходит в моем воображении.
       Спустя время, я рисую вторую схему, немного более детальную. Вот такую:

       Цифрами в кружках помечаю развороты страниц, горизонтальными черточками - текст. Т.е. здесь я уже приблизительно увязываю композицию каждой иллюстрации с расположением текста на странице.
       И снова размышляю над ней некоторое время.
       Некоторые страницы книги я уже отчетливо вижу в своем воображении, даже в цвете.
       Поэтому могу делать под эти страницы детальные эскизы. Те страницы, которые вызывают у меня сомнения, я, скорее всего, буду переделывать, искать для них другие варианты в набросках. Пока я вполне могу детализировать обложку. Вот что получается в карандаше:

       Пока это только черно-белое решение. Но оно необходимо для того, чтобы найти точное место расположения каждого объекта, а, самое главное, разделить свет и тень. Позже, когда появится цвет, картинка станет более эмоциональной, живой... Думаю, этот эскиз я использую как шаблон для создания оригинала обложки.
         Из тех страниц, что я вижу отчетливо в своем воображении, я зарисовала и эту:

 
        Вернее, это разворот книги - две страницы: левая и правая. На правой странице внизу будет располагаться текст, поэтому логично было оставить под текст поле, практически свободное от объектов.
          В то время, пока я думаю над эскизами книги в карандаше, попутно представляю себе цветовое решение и технические способы его воплощения. Выбираю из следующих вариантов: иллюстрации рисованные в карандаше и обработанные с помощью дизайнерских программ, иллюстрации сделанные в технике гуаши, иллюстрации сделанные в технике акварели. От гуаши отказываюсь практически сразу, потому что, в моем представлении, гуашь больше ассоциируется с зимней тематикой. Эта книга о лете, море, поэтому от иллюстраций хочется какой-то легкости, прозрачности. Акварель и карандаш вполне могут помочь достичь такого эффекта. Поэтому буду пробовать два варианта и остановлюсь на том, который окажется более выигрышным.
        Работу над  иллюстрациями  веду непоследовательно, начиная с тех страниц, которые уже представляю себе отчетливо. Но сегодня как раз закончила эскиз самого первого разворота страниц. Вот что получилось:

       
       Если мысленно разделить эту иллюстрацию пополам, мы получим две страницы - разворот книги. На правой странице внизу оставляю место под блок текста.
         Эта иллюстрация, по идее, должна ввести читателя в атмосферу всей книги: показать, где именно происходит действие, какое настроение у героев книги, где они живут и чем занимаются в данный момент. Дополнением к этой иллюстрации будет служить рисованный форзац книги, открывающий перед читателем панораму моря и погружающий в атмосферу отдыха.
          Параллельно с эскизами в карандаше, пробую определиться с цветовым решением книги. Для пробы делаю эскиз одного из разворотов книги в акварели. Вот что получается:


       Чтобы составить представление, как это будет выглядеть в книге, делю иллюстрацию пополам и заливаю условный блок текста. Теперь я вижу границы обеих страниц и расположение текста. На время отложу этот эскиз, чтобы дня через два посмотреть на него "свежим" глазом. Хотя уже сейчас вижу, что он более "тяжеловесен", чем мне хотелось бы получить в результате. Еще вижу, что акварель, в данном случае, передает настроение текста с большей выразительностью, чем карандаш. Карандашный рисунок при скрупулёзной прорисовке все таки слишком сухой для тематики связанной с отдыхом. Акварель здесь более уместна, потому что передает живость текущего момента, она более "плавная", позволяет передать тонкие "переливы" света и настроения героев... Но нужно еще искать. Возможно, стоит применить другой вариант штриха в карандашной зарисовке: сделать его более "непослушным", отказаться от точной прорисовки, заменив ее лишь полунамеками на существование объектов. Такой вариант вполне возможно реализовать с помощью варьирования характера самого штриха.
       Для меня важно достичь ощущения света и воздуха в этой книге. Ведь главный герой книги непосредственно связан с воздухом, а игра света на страницах, как по мне, поможет передать настроение. Пока продолжу работу в карандаше.
       Вот еще один эскиз девятого разворота книги:






Комментариев нет:

Отправить комментарий